Про Парикмахера

Ключ…и право передачи (интервью с А. Мысиным)

Елена Москвичева

Волна семинаров и тренингов накрыла индустрию красоты с головой. Руководителей красивого бизнеса учат вести переговоры, составлять бизнес-план, следить за собственным личностным ростом, а главное – управлять персоналом. Последнее трактуется не без цинизма. В представлении большинства консалтеров, персонал, сотрудники, мастера – это винтики, которыми можно управлять, имея в запасе пару-тройку нехитрых фокусов.

Так и это на самом деле? Об этом мы беседуем с владельцем сети салонов красоты Мысин-студио (другие титулы на Ваше усмотрение) Александром Мысиным.

Начали мы с категоричного заявления:

Никогда не ходил на такие тренинги, ходить не буду, другим не советую и сам советов давать не стану, - отрезал обычно мягкий и приветливый Александр, сразу подчеркнув свою принципиальную позицию.

- А хожу. По долгу службы, – грустно сказала я, - и там обычно говорят о парикмахерах, как о громкой, яркой, пестрой, неуправляемой… далее все зависит от степени воспитанности докладчика, это может быть «банда», «орава», «стая».

- Вот я и не хочу иметь ничего общего именно с этим представлением о парикмахерах. Я ведь вырос между кресел. Мама работала парикмахером, и с семи лет проводил время среди разговоров о клиентах, прическах, лаках для волос. Рано решил, что тоже стану мастером, и начинал в эконом-парикмахерской, хотя сразу почему-то знал, что это только первый шаг. Так оно и оказалось, через некоторое время я уже работал в «Чародейке» (это было самое культовое место в Советском Союзе).

Я видел разных мастеров: усталых, загнанных жизнью пожилых женщин с набрякшими венами на ногах, шустрых, ярких девочек, которые за словом в карман не полезут, настырных юношей с претензиями. Это не в обиду им говорится, у каждого была своя судьба, свои представления о жизни и каждый имел право жить и работать так, как он этого хотел.

Другой вопрос, что он получал в итоге?

Александр задумывается на короткое мгновение, и, закурив, продолжает:

На самом деле каждый из нас, придя в профессию, знает, чего он от нее хочет. Парикмахеры не исключение. Есть те, кому нужны деньги. Прекрасно! Они набирают себе клиентов и из года в год стригут их так, как им нравится, то есть одинаково, с небольшой поправкой на сиюминутную моду. На хлеб с маслом хватает.

Другие уходят с головой в учебу: нет курсов, где бы они не засветились, красок, которых бы они не попробовали, салонов, которые бы не сменили. У них свой драйв по жизни. И это их выбор.

Есть третьи. Им важно творчество. Они могут подолгу колдовать с прической, спорить до хрипоты с коллегами по поводу оттенков блонд, хвастаться новыми ножницами, которые стоят, как крыло от самолета. Мне интересны эти люди, мне хочется их поддержать. Ради них в России создана организация INTERCOIFFURE RUSSIA, которая поддерживает молодые таланты.

Александр, это Вы говорите как руководитель сети салонов или как руководитель INTERCOIFFURE RUSSIA. Обычно владельцы бизнеса говорят, что после конкурсов мастер цены себе не сложит, звездит по полной?

Как руководитель я всегда приветствовал творческих мастеров, но чтобы работать у меня, надо соблюдать мои правила. Вопрос в другом, сказать так может каждый руководитель, но он должен быть готов к тому, чтобы увидеть – хотят ли у него работать парикмахеры.
Это ведь ясно, каждый, кто создает свой бизнес, создает и правила, по которым жить всем, кто к этому бизнесу причастен. Работник волен выбирать – соблюдать их или нет. Но! Повторяю, но до момента приема на работу.
В эту дверь, - Александр показал на широкое стекло, выходящее на шумную Тверскую-Ямскую, - сейчас может войти молодой человек, мечтающий стать великим парикмахером. Я проведу собеседование, оценю в первую очередь коммуникативные способности (этому нельзя научиться, это от Бога), посмотрю, что умеет делать (поправимая ситуация) и расскажу, что можно и что нельзя себе позволять, работая в Мысин-студио.

У него есть право выбора. И никаких секретов и специально задуманных мотиваций, или что там еще придумано для такого случая?

- Еще есть профессиограммы, тим-билдинги, программы личностного роста, - перечисляю я, пытаясь вспомнить еще парочку наукообразных терминов, но Александр приходит на помощь, прерывая мои интеллектуальные муки:

От лукавого. Человек либо понимает, куда он пришел и принимает правила, либо не понимает и, нарушив их, остается за бортом. Я с трудом представляю себе человека, который пришел в солидную организацию и заявил, что обойдется без корпоративного этикета, будет держать ноги на столе и называть клиентов «пацаны». Почему все это должно быть иначе в малом бизнесе?

Так мастеров не хватает… Вот и приходится владельцам брать в салон кого попало ...

А это мы сваливаем с больной головы на здоровую. Мастеров хороших не много. Согласен. Но кто мешает их растить в своем коллективе, учить, активировать творческий потенциал? Может не надо тратить деньги на консалтеров, а вложить их в развитие своего салона красоты, чтобы из него уходить на сторону не хотелось. Чтобы имя и авторитет предприятия были дополнительным бонусом в рабочей биографии?

Я начинал как мастер и знаю, как важно работать с теми, кто живет на той же волне… Но, как руководитель, уверен, что о правилах надо договаривать на берегу.

Что безоговорочно запрещено работникам в Ваших салонах красоты?

Неуважительное и панибратское отношение к клиентам, опоздание на работу, грязное рабочее место. Творчество приветствуется, но не является обязательным.

Инструмент мастерам покупаете Вы?

Нет, у каждого свой инструмент. Это оправдано. Я ведь сам начинал с простых ножниц, первый настоящий профессиональный инструмент увидел в девяностых, когда в России появилась Wella. Помню, тогда дипломантов профессионального конкурса наградили настоящим инструментом. Среди победителей была и моя наставница. Она дала мне попробовать настоящие ножницы. И я понял разницу!

Теперь могу дать попробовать свой инструмент начинающему, чтобы понял, к чему надо стремиться.

Александр, тогда последний на сегодня вопрос. К чему все-таки надо стремиться парикмахеру?

К самоуважению, самореализации. Так же как и руководителю. Это не скованные одной цепью классовые враги, а люди, идущие какой-то жизненный отрезок рядом, у них есть общие интересы и общие взгляды, но совсем не обязательно, чтобы они совпадали на все сто процентов раз и навсегда.

Мои ученики работают в салонах сети, уходят в другие салоны, правда, пока никто не создал свой собственный почему-то. Мы делали общее дело, и извлекали из него выгода, материальную, само собой разумеется, и моральную. Меня радовал рост моей сети, моих мастеров – их профессиональный, творческий рост в пространстве моей сети. И у нас нет поводов считаться, кто кому чего должен.

Да и времени на это нет. А если Вы опять спросите, как я ими управляю, отвечу, я создал бизнес таким, каким хотел его видеть. И не отступал от того, чем всегда с любовью занимался. И никого к себе не заманивал посулами высокой зарплаты или легкой работы. Рядом оставались те, кто разделял те же взгляды. Вот это и есть мой стиль управления.

Данное интервью было впервые опубликовано в журнале Les Nouvelles Esthetiques («Нувель Эстетик») – ведущем международном журнале для профессионалов индустрии красоты и здоровья.

Александр Мысин – член жюри первого независимого онлайн-конкурса парикмахеров «WOW PROFI 2013».

Подробнее об Александре Мысине.

Александр Мысин:

Александр Мысин

Авторские школы:

Школа парикмахеров Александра Мысина

Салоны красоты Александра Мысина:

Мысин Студио
Москва, ул. Русаковская, 25
т (499) 268-21-22
метро Сокольники



Мысин Студио
Москва, ул. Большая Дорогомиловская, 1
т (499) 240-07-08
т (499) 638-06-00
метро Киевская


Мысин Студио
Москва, ш. Энтузиастов, 11а, стр. 3
т( 495) 707-18-46
метро Авиамоторная


Мысин Студио
Московская обл., Котельники г., Новорязанское ш., 5
Торговый центр "Реал"
т (495) 995-88-30

www.pro-parikmahera.ru © 2010