Про Парикмахера
Вестник Парикмахеров:

выпуск № 49 от 4 сентября 2018

Темы свежего номера:
  1. Как успокоить расстроенного клиента, обиженного на других мастеров
  2. Юридический ликбез для мастеров
  3. О чём пишут другие журналы для профессионалов красоты

Читать журнал ...

<< назад к списку

Подарочный сертификат: практика мировая, последствия российские

Подарочный сертификатЦелью любой коммерческой организации является получение прибыли. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, особенно в преддверии праздников, торговые компании используют различного рода акции. В рамках данной статьи мы рассмотрим такую акцию, как выпуск собственных подарочных сертификатов. Какова специфика налогообложения и бухгалтерского учета операций по изготовлению (выпуску) сертификатов и их отовариванию? Как поступить бухгалтеру с этим «подарком»?

Подарочные сертификаты – широко распространенный во всем мире способ продаж. Они дают право приобрести товар (работу, услугу) по цене, эквивалентной стоимости сертификата. Существуют подарочные сертификаты салонов красоты, СПА центров, ресторанов, фитнесов, магазинов, других предприятий сферы услуг.

Подарочным сертификатом принято называть документ, оформленный на бланке произвольной формы (или в виде пластиковой карты). Сертификат дает возможность предъявителю обменять его в какой-либо организации или группе организаций, которые принимают участие в акции, на товары (работы, услуги) на обозначенную в сертификате сумму.

Подарочный сертификат, как правило, имеет ряд реквизитов:

  • наименование;
  • серию;
  • номер;
  • срок действия;
  • номинал (сумма по сертификату);
  • код погашения;
  • статус сертификата;
  • скретч-панель, за которой скрыт код погашения (для пластиковых карт), и др.

Вопрос о том, чем является подарочный сертификат с точки зрения российского законодательства, на данный момент остается спорным. А от этого зависит порядок бухгалтерского учета и налогообложения.
Предлагаем рассмотреть ситуацию, когда переданный сертификат не признается товаром. А оплата подарочного сертификата является подтверждением внесения предварительной оплаты за товар в размере номинала сертификата.
Для целей бухгалтерского и налогового учета принципиальное значение имеет также вид сертификата: срочный (срок устанавливается организацией, выпустившей сертификат) или бессрочный, а также условие о том, подлежит ли возврату покупателю (предъявителю) неотоваренная сумма по сертификату или нет.

Рассмотрим схематично весь путь подарочного сертификата: от выпуска до его отоваривания.

Подарочный сертификат

ПС – подарочный сертификат Товар (р, у) – товар (работы, услуги)

У налогообложения свои законы

1. Налог на прибыль
Для организации выпуск собственных подарочных сертификатов связан с расходами на их изготовление. Для того чтобы эти расходы уменьшали налогооблагаемую базу по прибыли, необходимо их соответствие критериям ст. 252 НК РФ. Для документального подтверждения и экономического обоснования указанных расходов, помимо наличия первичных документов (договор с типографией, акт выполненных работ, накладные), магазину (сети магазинов) в рамках маркетинговой политики надо предусмотреть цели такой акции, условия выпуска и «обращения» подарочных сертификатов. Из чего явно будет следовать, что такой способ продаж товаров призван привлечь больше покупателей, направлен на пополнение оборотных средств и на получение дохода.
В дальнейшем это позволит организации учесть расходы при налогообложении прибыли и принять входной НДС по ним к вычету.
Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, такие расходы, в зависимости от положений учетной политики, для целей налогообложения признаются:
- на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
- дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;
- последний день отчетного (налогового) периода.
Итак, передача сертификата не признается реализацией товара.
В этом случае магазин полученную за подарочный сертификат плату учитывает в качестве предварительной оплаты за товар, который будет передан предъявителю сертификата спустя некоторое время. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций не включаются авансы, полученные налогоплательщиками, которые для определения налоговой базы используют метод начисления. Доход в данной ситуации появится, когда предъявитель сертификата приобретет товар, то есть в момент реализации – перехода права собственности.
А если сертификат не будет погашен в установленный срок или вообще не будет предъявлен для погашения или сумма покупки окажется меньше номинала сертификата? В таком случае у организации-продавца сертификата образуется кредиторская задолженность, и ему в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ нужно признать внереализационный доход в сумме непогашенного сертификата. Возникает вопрос: на какую дату необходимо признать этот доход? Все зависит от вида реализованного сертификата. Если был передан срочный сертификат, то обслуживание такого сертификата прекращается после истечения срока его действия. Следовательно, кредиторская задолженность должна быть списана сразу же, как только сертификат становится недействительным. В этот же момент стоимость непогашенного сертификата необходимо включить в состав внереализационных доходов. Доход при методе начисления признается на последний день отчетного (налогового) периода.
А если организация передает бессрочный сертификат, то списать кредиторскую задолженность она сможет, когда истечет срок исковой давности – три года, в течение которых гражданское законодательство гарантирует покупателю сертификата (предъявителю сертификата) защиту прав.

2. НДС
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ при передаче сертификата у магазина возникает обязанность по исчислению НДС на дату передачи. НДС с оплаты в счет предстоящей поставки определяется по расчетной ставке. В этом случае нужно составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж.
При отоваривании сертификата также возникает объект налогообложения НДС. Ранее исчисленная сумма НДС по предварительной оплате принимается к вычету в полном размере, если стоимость передаваемого товара равна номиналу сертификата. При этом счет-фактура, выписанный на аванс, регистрируется в книге покупок.
Как поступить с НДС, уплаченным с предварительной оплаты, в случае, когда сертификат не предъявлен к погашению или когда стоимость проданного товара будет меньше номинала сертификата и неотоваренная сумма не возвращается предъявителю сертификата?
В первом случае ни реализации товара, ни расторжения договора, ни возврата предварительной оплаты не происходит. А других оснований для получения вычета в такой ситуации НК РФ не содержит. Следовательно, оснований для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае нет.
В другом случае организация вправе принять к вычету НДС, исчисленный с предварительной оплаты, только в сумме отоваренной части сертификата. В книге покупок будет зарегистрирован счет-фактура на ту же сумму.

Когда пробивать чек?
Еще одна проблема – кассовый чек. Когда следует его пробивать? При получении предоплаты или при отоваривании сертификата, а может, это надо сделать в обоих случаях?
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ…» (далее – Закон № 54-ФЗ) ККТ применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, обязанность пробить чек возникает у продавца только после того, как сделка купли-продажи завершена. А завершенной она считается, когда обе стороны исполнят свои обязательства: покупатель полностью оплатит товар, а продавец передаст этот товар покупателю.

Из практики
Когда вы выдаете кассовый чек:
- в момент продажи подарочного сертификата;
- при обмене сертификата на товар;
- или в обоих случаях?
Выручка в парфюмерно-косметических магазинах сети Л'Этуаль определяется после отоваривания сертификата. «Продажа» сертификата является авансом. Кассовый чек кассиры магазинов выдают и в момент продажи подарочного сертификата, и при обмене сертификата на товар.

Рубин Александр Владиславович,
финансовый директор ООО «Алькор»
(сеть магазинов Л'Этуаль)

В нашем случае при передаче сертификата продавец получает аванс. Должен ли пробиваться чек в момент получения аванса? Точку в этом давнем споре поставил Высший Арбитражный Суд. Судьи отметили, что выдавать чеки в момент оплаты обязывает ст. 5 Закона № 54-ФЗ. При этом специальных норм, которые бы позволяли организациям не применять ККТ, если покупатель платит наличными до того, как получил свою покупку, Закон № 54-ФЗ не содержит.
Поэтому организация должна выдавать чеки даже тогда, когда покупатель вносит аванс. Напомним, что ответственность за неприменение ККТ предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Для обеспечения раздельного учета сумм выручки и авансовых платежей организация вправе использовать разные секции ККТ либо указывать на чеке и контрольной ленте ККТ дополнительные реквизиты, например «Аванс».
В дальнейшем при предъявлении магазину подарочного сертификата происходит отгрузка товара, поэтому необходимо оформить документ, подтверждающий данную операцию (накладная, товарный чек). На практике в качестве указанных документов торговые фирмы используют кассовый чек, в который включают всю информацию о товаре и форме его оплаты. Получается, что чек магазин должен пробить дважды: первый раз – на сумму аванса, второй – на приобретаемый товар.
Для этого надо провести настройку ККТ, обратившись в соответствующий центр обслуживания.

Бухгалтерский учет сертификатов
В бухгалтерском учете суммы предварительной оплаты, полученные организацией в счет будущей поставки товаров, не признаются доходами организации на основании п. 3 ПБУ 9/99.
Полученные при передаче сертификата суммы предоплаты следует учитывать на счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Расходы по изготовлению сертификатов относятся к расходам по обычным видам деятельности, включаются в состав расходов на продажу и учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». В зависимости от порядка учета коммерческих расходов, предусмотренного учетной политикой организации, расходы, связанные с реализацией товаров, в качестве коммерческих расходов могут включаться в себестоимость реализованных товаров полностью в отчетном году их признания.
Бланки сертификатов учитываются за балансом на счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке, например в сумме фактических затрат на их изготовление без учета НДС.
По мере передачи бланков материально ответственному лицу, что отражается в книге по их учету, производятся записи в аналитическом учете по счету 006, субсчетам «БСО на хранении», «БСО у кассира». При получении отчета от кассира об использовании бланков их стоимость в условной оценке необходимо отразить на субсчете «Использованные БСО».

Пример
Фирма «Красота – это просто» торгует косметикой и парфюмерией. При этом клиенты могут приобрести подарочные сертификаты с установленным сроком действия номиналом 1000 и 2000 руб., включая НДС.
31 января 2007 г. фирма получила из типографии 1000 бланков сертификатов (по 500 бланков каждого вида), типографские расходы составили 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Клиент фирмы, гражданин Иванов, 7 марта купил подарочный сертификат номиналом 1000 руб., а 8 марта гражданка Иванова приобрела по нему туалетную воду стоимостью 944 руб. В бухгалтерском учете фирмы бухгалтер отразит данные операции следующим образом.

Кредиторская задолженность, образовавшаяся в результате получения аванса, отгрузка под который не была произведена, включается в состав прочих поступлений в сумме, в какой она отражена в учете на дату списания, то есть на дату окончания срока действия сертификата.

Как видим, уважаемые читатели, не так уж и страшен подарочный сертификат с точки зрения бухучета и налогообложения, как его многие себе представляют. Все зависит от способа учета.

Источник публикации:
Журнал "В курсе правового дела" № 5 от 05.03.2007

02.02.2009




Осень, пора обучать администраторов!

Обновлен наш дистанционный курс обучения администратора салона красоты, теперь помимо подробного описания того, что и как фронт-менеджер должен делать от рассвета до заката (включая искусство продаж), добавлены готовые скрипты телефонных разговоров с клиентами




www.pro-parikmahera.ru © 2010